Реставрационные материалы

restavracionnye_materialy Полезные советы

Повреждения на поверхности мебели могут возникнуть в ходе длительной эксплуатации, в результате неправильной транспортировки или даже в процессе сборки. Избавиться от сколов и потертостей можно при помощи специализированных средств. Как выбрать реставрационные материалы для мебели, а также об особенностях их использования вы узнаете из нашей статьи.

Какие реставрационные материалы представлены на рынке

Современные производители отделочных материалов предлагают множество различных средств для реставрации мебели. Сюда относятся всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры разных расцветок и способов нанесения. Реставрационные материалы для мебели делятся на группы в зависимости от вида повреждения и операций, проводимых с их использованием.

Сегодня можно купить готовые наборы в красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклевками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными принадлежностями. Такие комплекты реставрационных материалов, как правило, могут пригодиться только для устранения небольших дефектов на поверхности современной мебели или паркета и пригодны для использования человеком с любым уровнем подготовки.

Профессионалы во время проведения работ используют простые реставрационные материалы высокого качества. Главные условия их применения – надежность и обратимость.

При полной реставрации мебели осуществляется глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия.

sredstva_dlya_restavracii_mebeli

Требования ко всем реставрационным материалам одинаковы, они не зависят от типа объекта, внешний вид которого требует восстановления:

  • Износостойкость – реставрационные материалы, используемые в контакте с музейными объектами, должны сохранять свои свойства как минимум 50 лет после проведения работ.

Разумеется, процесс старения распространяется абсолютно на все предметы материального мира. Но с течением времени не должна нарушаться связь между авторским и реставрационным материалом, а также не должны изменяться качественные свойства самого восстановителя – цвет, прочность, первоначальное состояние и т. д.

  • Нанесенные вещества никак не должны влиять на первозданный вид предмета, то есть изменять его фактуру или оттенок.
  • Обратимость – реставрационный материал не должен делать невозможным повторное восстановление предмета.
  • Прочность используемых материалов не должна превышать прочности авторских.

Читайте также: Как защитить древесину

Как использовать реставрационные материалы для устранения незначительных дефектов

Предлагаем рассмотреть способы реставрации, используемые при незначительных повреждениях. Небольшие дефекты не требуют проведения масштабных реставрационных работ.

  • Что делать, если мебельная поверхность потеряла блеск? Обновить фасады можно при помощи специального средства по уходу за мебелью, содержащего апельсиновое масло. Для начала смочите водой поролоновую губку и подогрейте ее в микроволновой печи. Она понадобится вам, чтобы растереть поврежденную поверхность после нанесения купленного средства.
  • Небольшие потертости на мебели можно ликвидировать при помощи внутренней стороны банановой кожуры. При более серьезных повреждениях можно воспользоваться мебельным маркером для ретуши, спиртом и воском.

Во-первых, нужно очистить поверхность от загрязнений и пыли мыльных раствором.

Затем, когда все подсохнет, следует протереть мебель мягкой тряпкой, пропитанной спиртом. Так вы восстановите первоначальный вид покрытия.

Но если царапины очень глубокие, то спирт – не самое эффективное средство. Такие повреждения лучше ретушировать маркером, после чего полировать воском.

  • Пострадавшую от влаги древесину можно спасти, используя соль и оливковое масло. Оба компонента нужно смешать, нанести на разбухшую поверхность и оставить на полчаса. Соль вытянет влагу, а оливковое масло не даст пересушить деревянную поверхность.
  • Как устранить существенные повреждения (сколы, вмятины и т. д.)? В таких случаях нельзя обойтись без шпатлевания. Лучше использовать специальную смесь для работы по дереву, но допускается применение и автомобильной шпаклевки. Все повреждения аккуратно заделываются, после чего нужно подождать, когда состав высохнет и зашлифовать отреставрированные места при помощи наждачной бумаги мелкой зернистости.

Несмотря на то, что ремонт деревянной мебели не очень сложный процесс, он требует аккуратности и сосредоточенности. Соблюдая все правила проведения работ, можно продлить срок службы важных для вас вещей.

Мы уделили внимание реставрации старой мебели, которую изготавливали еще из натуральной древесины.

Сегодня большинство предметов мебели производится из ДСП. По большому счету, ремонт корпусной мебели практически ничем не отличается. Для ее восстановления допустимо использование всех вышеуказанных алгоритмов.

Читайте также: Виды покраски дерева

Лак – как один из лучших реставрационных материалов для мебели

Рассмотрим характеристики нескольких видов лаков для реставрации мебели:

  • Шеллачный лак. Его состав может выгодно подчеркнуть фактуру древесины, создав при этом оригинальный оттенок. Данный реставрационный материал уже достаточно долгое время используется для лакировки поверхностей.

    Лак имеет невязкую консистенцию и похож на окрашенную воду. Срок восстановления лакового слоя довольно большой, для достижения нужного результата наносят до 40–60 его пластов.

  • Нитроцеллюлоза. Эта жидкость позволяет восстановить полировку на большой площади. Работа реставрационным материалом осуществляется при помощи распылителей, что обеспечивает необходимую скорость нанесения. Без использования вспомогательных устройств могут образовываться капельки, которые будут быстро застывать. Гладкой поверхности в таких условиях достичь не удастся.

Стоит отметить, что обычные пульверизаторы для лакокрасочных составов не подойдут, поэтому лучше воспользоваться услугами профессионального реставратора.

  • Пентафталевый состав. Идеально подходит для ремонтных работ, выполняемых своими руками, поскольку для его нанесения не нужны специальные приспособления. Когда состав высыхает, поверхность тщательно шлифуют и покрывают завершающим слоем при помощи малярной кисти. Такая техника позволяет получить глянцевую поверхность.

Матового эффекта можно добиться, если наносить состав тампоном.

Надобность в приобретении дополнительного материала для грунтования отсутствует. Первый слой лака и будет являться грунтовочным. Всего рекомендуется наносить не менее четырех слоев лака.

Выбрав подходящий реставрационный материал для мебели, необходимо определиться и с цветом покрытия.

lak_dlya_restavracii_mebeli

Во многих случаях предпочтение отдают бесцветным лакам, чтобы сохранить структуру дерева. Но если реставрируется лакированная мебель, лак обычно подбирают в тон поверхности.

Читайте также: Монтаж металлического забора: рекомендации специалистов

Когда в качестве реставрационного материала применяется воск

О существовании воска люди узнали еще в глубокой древности. Это природный материал, обладающий водоотталкивающими свойствами. Воск часто используют в качестве реставрационного материала для:

  • заделки сколов;
  • устранения царапин и вмятин на дереве и ЛДСП.

Воском обрабатывают:

  • корпусную мебель;
  • панели из МДФ;
  • двери.

vosk_dlya_restavracii_mebeli

Данный реставрационный материал позволяет повысить влагостойкость мебели и придать ей свежий, обновленный вид.

На строительном рынке представлено два вида воска:

  • мягкий;
  • твердый.

Остановимся подробнее на характеристиках каждой разновидности.

Мягкий сорт

В ходе реставрационных работ применяется с целью заделки:

  • сколов;
  • царапин;
  • трещин;
  • вмятин.

Мягким составом можно заполнить отверстия от самореза и большие сбитые края, к примеру, у столешниц. Для проведения работ следует приготовить:

  • воск разных оттенков;
  • шпатель;
  • кромочный нож;
  • кусок войлочной ткани;
  • заглушку для мебельного уголка из пластика.

Данный сорт прост в использовании, в том числе и в домашних условиях. Предлагаем рассмотреть подробную инструкцию:

  • Методом втирания заделать отверстия.
  • Выложить средство на края с помощью кромочного ножа, сформировать недостающий кусок. Разровнять массу шпателем.
  • Излишки материала срезать ножом.
  • Разгладить воск пластиковым мебельным уголком.
  • Получившийся результат аккуратно отполировать при помощи войлочной тряпки.

Если поверхность мебели имела рисунок «под дерево», то узоры можно сделать, используя детские фломастеры на спиртовой основе. А при помощи восковых мелков разных оттенков можно восстановить любой рисунок.

Читайте также: Виниловый сайдинг под брус

Твердый сорт

Имеет предназначение, схожее с мягким. Но отличается от него по нескольким параметрам:

  • менее подвержен механическим воздействиям;
  • может применяться только в расплавленном состоянии;
  • имеет более высокую стоимость;
  • редко продается в свободном доступе;
  • цветовая гамма не отличается большим разнообразием.

При работе с твердым восковым материалом нужно следовать нижеописанному алгоритму:

  • Сначала требуется расплавить воск. Для этого можно воспользоваться паяльником, газовой горелкой или стандартной зажигалкой. Подождите несколько секунд, чтобы реставрационный материал немного остыл – так вы улучшите сцепление с ремонтируемым участком мебели.
  • Нанесите воск на предназначенные зоны.
  • Уберите лишний материал канцелярским ножом.
  • В случае необходимости зашлифуйте отреставрированное место.

Клеи для реставрации мебели

В процессе реставрации мебели из дерева и фанеры чаще всего используют натуральные клеи животного происхождения – глютиновые. Эти реставрационные материалы в зависимости от исходного сырья подразделяются на: костные, мездровые, рыбьи.

  • Костный (столярный) клей (en-bone glue).

Он производится из костей в форме гранул или плиток. В зависимости от сорта состав может иметь цвет от желтовато- до темно-коричневого (обратите внимание, что светлый клей более высокого качества). У самого лучшего костного клея плитки снаружи гладкие, упругие, желтоватого цвета и имеют стеклянный излом.

Прежде чем использовать клей, его нужно опробовать, особенно если работа связана с инкрустацией или мозаикой. Для этого нужно взять несколько кусочков клея и опустить в холодную кипяченую воду на сутки.

Если по прошествии определенного времени клей не растворится, а набух, вспучился, стал гибким, киселеобразным и приобрел белесый оттенок, то это говорит о высоком качестве материала для реставрационных работ. Хороший костный клей впитывает воды в 12 раз больше своей массы в сухом виде.

Обратите внимание, что состав абсолютно всех сортов костного клея содержит небольшое количество не выделившихся при варке жиров, которые уменьшают адгезионные свойства материала. Поэтому перед рабочим процессом следует очистить восстановитель от жиров. Для этого размоченные кусочки плитки нужно нагреть на легком огне и убрать жир, всплывший на поверхность.

Затем лишнюю воду сливают, а клей варят в клеянке, состоящей из двух медных котелков: наружного и внутреннего. В наружный котелок внутренний вставлен таким образом, что между их стенками имеется пространство, куда заливают воду. Варят клей при температуре +60…+70 °С не больше двух часов, иногда помешивая нагретую консистенцию деревянной мешалкой.

Читайте также: Как сделать пристройку к дому

Клей нужно готовить с расчетом проведения реставрационных работ с его использованием в течение суток. Применять клей дольше обозначенного времени можно только в крайних случаях, но при этом следует опасаться загнивания. Для того чтобы реставрационный материал не испортился, во время размачивания вместо чистой воды рекомендуется применять раствор салициловой кислоты: 12 г на 2,5 л воды.

Поскольку железо отрицательно воздействует на клей и может спровоцировать его загнивание, внутренний котелок клеянки должен быть медным или эмалированным. При работе с костным клеем нужно соблюдать все меры предосторожности: готовить его не больше чем на два дня работы и хорошо закрывать клеянку крышкой. Кисть не следует оставлять в веществе – так портится не только кисть, но и клей.

Температура клеевого состава должна быть не менее +50 °С. Однако постоянно подогревать клей в клеянке на электрической плите достаточно неудобно, так как вода испаряется, клей густеет и требует периодического разбавления горячей кипяченой водой (или водой из клеянки), а это ведет к ухудшению его сцепляющих свойств.

  • Мездровый клей (en-hide glue).

Данный реставрационный материал получается в результате переработки отходов животной промышленности (костей, шкур, сухожилий и т. д.). Он обладает высокой адгезией и производится в виде плиток, в дробленой форме и в виде чешуек. Чтобы приготовить состав для реставрационных работ, необходимо залить предварительно измельченный мездровый материал холодной кипяченой водой (в соотношении 1:5) и, спустя определенное количество времени (от 6 до 12 часов), разогреть в клеянке, помешивая при этом клей до получения однородной консистенции.

Чтобы отсрочить загнивание клея, во время приготовления его смешивают с антисептиком либо водным раствором солей фтористых кислот (примерно 3 % от массы сухого клея или 2,5 г карболовой кислоты на 1 кг сухого состава). Но не забывайте, что антисептики оказывают отрицательное влияние на организм человека.

У мездрового клея по сравнению с костным более короткий срок застывания, поэтому этот реставрационный материал требует более быстрого нанесения на мебельные поверхности. Помимо этого, мездровый состав характеризуется более высокими клеевыми свойствами и вязкостью, поэтому лучше всего использовать смесь мездрового клея с костным.

Если нужно склеить твердые или ценные породы древесины, в мездровый клей добавляют 20–40 % костного, а при склеивании мягких пород – костный клей на 20–40 % разбавляют мездровым. Смешивать указанные виды реставрационных материалов следует не перед разбуханием, а после их приготовления.

Еще одна разновидность мездрового реставрационного материала – кроличий или шкурный клей. Он выпускается в различных формах, обладает высоким качеством и предназначен для приготовления грунта и клеящего состава для позолоты.

Читайте также: Фрески на стене в интерьере

  • Рыбий (осетровый) клей (en-fish glue).

Реставрационный материал производится из плавательных пузырей осетровых рыб, обладает лучшими адгезионными свойствами, но является дорогостоящим и дефицитным. Осетровый клей используют для реставрационных работ особой важности: склейки сборных конструкций, раритетной мебели, подклейки отслоений шпона, восстановления инкрустационного и мозаичного декора.

Форма выпуска рыбьего клея – эластичные полупрозрачные пластины. Чтобы приготовить клей к работе, нужно поместить раздробленные пластины в клеянку и залить кипяченой холодной водой, при этом жидкость должна полностью покрывать пластины.

Спустя 6 часов, разбухший клей следует размять до консистенции густой сметаны, поместить в клеянку и варить при +60…+70 °С до растворения клеевых сгустков. Когда клей расплавится, рекомендуется ввести в него антисептик, при этом тщательно перемешивая деревянной мешалкой.

На следующем этапе клей нужно пропустить через марлю и вылить на большую стеклянную поверхность. После высыхания у вас получится тонкая полупрозрачная пленка, время хранения которой практически не ограничено. В любое время по мере необходимости из этой пленки можно будет приготовить клей, растворив его на водяной бане (в клеянке).

Специалисты советуют добавлять к разведенному клею немного уксусной кислоты или крепкого уксуса. Это повышает влагостойкость рыбьего клея. В некоторых случаях для улучшения пластичности реставрационного материала добавляют мед.

Преимуществом рыбьего клея по сравнению с другими является отсутствие надобности в предварительном подогреве – его можно использовать при комнатной температуре (примерно +20 °С). Хорошая текучесть реставрационного материала позволяет надежно подклеивать отслоения фанеровки и соединять детали разной жесткости.

Нередко следы от клея портят внешний вид даже качественной реставрационной работы, но состав осетрового клея совершенно бесцветный, поэтому места склейки на мебели не будут видны.

Независимо от температуры применяемого клеевого состава для схватывания поверхностей требуется продолжительное время, в связи с этим склеиваемые детали должны находиться под прессом (зажаты струбцинами) 1-2 дня.

Во время реставрационных работ часто смешивают рыбий и другие животные клеи в разных пропорциях, ориентируясь на конкретное место склейки, требующее повышенной прочности (к примеру, при склейке шиповых соединений в ходе сборки мебели).

Рыбий клей имеет существенный недостаток – низкую водостойкость, что может повлечь ослабление клеевых свойств и даже их разрушение (например, при хранении мебели в помещениях с высокой влажностью).

Все вышеперечисленные реставрационные материалы, предназначенные для склеивания, обладают очень важным преимуществом – обратимостью, благодаря которому можно исправлять ошибки, допущенные в ходе реставрации. Так, если будет заметно, что кусок древесины или шпона неправильно или ненадежно приклеен, то всегда можно размягчить состав и переклеить деталь либо укрепить ее.

Читайте также: Устройство потолка армстронг

  • Казеиновый клей (en-casein glue).

Данный реставрационный материал характеризуется большой прочностью склейки и влагостойкостью. К минусам казеинового клея относят большую усадку после высыхания и хрупкость. Необходимо также отметить, что древесина, содержащая дубильные вещества, после реакции с таким клеем может приобрести нежелательный оттенок.

Во время реставрационных работ с мебельными поверхностями из дуба, каштана, красного дерева, грецкого ореха, груши, бука и т. д. применять казеиновый клей нужно очень осторожно.

  • Поливинилацетатная дисперсия (ПВА).

Имеет вязкую жидкую консистенцию белого цвета и является продуктом полимеризации винилацетата в воде в присутствии эмульгатора и инициатора реакции полимеризации. ПВА продается в готовом к использованию виде, при этом имеет практически неограниченный срок службы.

Состав нетоксичен, обладает такими свойствами, как эластичность, стабильность клеевого шва, светоустойчивость и грибостойкость. Поливинилацетатные материалы для реставрационных работ не водостойки, растворяются рядом жидкостей (бутилацетатом, перхлорэтиленом и т. д.), то есть не являются полностью необратимыми. Поэтому данный вид клея вполне пригоден для использования в качестве реставрационного материала.

Он подходит для склейки пористых пород (ясеня, дуба, красного дерева), хвойной и мягкой древесины. Значительно хуже клей проявляет свои свойства при работе с плотной древесиной (буком, кленом), а также древесиной, содержащей эфирные масла (палисандром, розовым деревом, лимоном).

ПВА не сразу схватывается с обработанными поверхностями, поэтому для склейки деталей необходимо определенное давление, сила которого зависит от площади соединяемых частей, древесного материала, степени подготовленности поверхности, влажности и температуры в помещении и т. д.

На результат склеивания могут отрицательно влиять кислотные красители и протравы, которые используются для покрытия шпона, поэтому рассматриваемый материал не подходит для облицовочных работ и выкладывания мозаики. Поливинилацетатную дисперсию чаще всего используют для ремонта шиповых соединений, соединения брусков, укрепления отверстий при повторной постановке шурупов, футорок.

Не рекомендуется использовать в качестве реставрационных материалов для раритетной мебели современные синтетические клеящие составы или смолы. В том числе клеи на основе эпоксидной смолы, которые характеризуются высокими абразивными свойствами. Если использовать такой клей, проведение повторной реставрации будет невозможно.

Читайте также: Какие виды сайдинга для наружной отделки самые качественные

Какие реставрационные материалы можно использовать при самостоятельной реставрации мебели

Мебель, покрытая лаком, всегда актуальна. Лакированные фасады отлично вписываются в практически любой интерьер и придают ему особый шик. Но, независимо от соблюдения правил эксплуатации, со временем на такой мебели все равно появляются царапины и трещинки. Решить проблему можно, осуществив самостоятельную реставрацию мебельных поверхностей.

samostoyatel'naya_restavraciya_mebeli

Разумеется, не стоит реставрировать дешевую мебель из ДСП. Так вы только потеряете время. Реставрировать нужно старую деревянную мебель, которая делалась на века. Полированную мебель советских времен тоже несложно обновить в домашних условиях.

С чего начать?

Ремонтные работы начинают с определения степени повреждений. От этого зависит последовательность действий при реставрации. Повреждения могут быть различными по происхождению: возникшие в ходе естественного старения или механического воздействия. Рассмотрим признаки повреждений различной степени выраженности:

  • потеря блеска, возникновение небольших пятен;
  • появление «паутинки» на поверхности мебели;
  • глубокие трещины и сколы на покрытии фасадов.

При обнаружении каких-либо дефектов не стоит расстраиваться. Данные проблемы можно решить при помощи реставрации мебели своими руками. Если сделать работу аккуратно, то ни ценность изделия, ни структура поверхности не изменятся в худшую сторону. При грамотном использовании реставрационных материалов мебель будет служить еще долгое время.

Но помните, что не всегда нужно сразу менять лакированный слой. В некоторых случаях под воздействием естественных факторов старения мебель обретает особый шарм, что увеличивает ее стоимость.

Инструменты и материалы

Перед началом работ нужно приготовить необходимые инструменты и реставрационные материалы:

  • тряпку;
  • малярную кисть;
  • скребок и наждачную бумагу;
  • малярный скотч;
  • растворитель;
  • шпатлевку по дереву (при серьезных дефектах);
  • лакокрасящий состав.

Читайте также: Как выбрать обои для квартиры

Технология обновления лакокрасочного покрытия.

Реставрационный процесс проводится в несколько этапов:

  • Предварительная подготовка. Для начала нужно разобрать предметы мебели, поверхность которых требует обновления. Затем на детали следует нанести раствор для очистки и как следует промыть их теплой водой. Так вы размягчите старое покрытие, лак потрескается и в некоторых местах отслоится.

Для того чтобы убрать остатки лака, используйте скребок. Затем зашлифуйте поверхность наждачной бумагой, начиная с крупноабразивной и заканчивая мелкой. В итоге у вас должно получиться матовое и однородное полотно. Уберите пыль щеткой или влажной тряпкой.

  • Нанесение лакокрасочного состава. Количество наносимых на мебель слоев определяется видом выбранного реставрационного материала. Новый слой нужно наносить только после полного высыхания предыдущего (сушат один слой не меньше 8 часов).

Если вы выбрали акриловый лак, то для нанесения первого слоя его нужно разбавить уайт-спиритом. После этого обязательно зашлифуйте поверхность и нанесите еще 2-3 слоя неразбавленного реставрационного материала.

  • Этап шлифования восстановленного слоя. Шлифовать отреставрированные участки нужно наждачной бумагой с самой мелкой зернистостью. Старайтесь делать это аккуратно, до получения однородной матовой поверхности. Затем основательно протрите мебель тряпкой.

obnovlenie_lakokrasochnogo_pokrytiya

Особенности частичной реставрации

Дубовая мебель – одна из самых крепких, поэтому ее реставрация, как правило, выполняется частично. При этом используется декупаж или искусственное состаривание. Остановимся подробнее на алгоритме частичного восстановления деревянной мебели. Сначала приготовьте необходимые инструменты:

  • клей для декупажа;
  • акриловые краски;
  • ножницы;
  • салфетки с рисунком;
  • кракелюрный лак.

Читайте также: Как организовать рабочее место — полезные советы

В качестве примера рассмотрим процесс реставрации столешницы старинного стола. Некоторые обновляемые участки необходимо ограждать от других. Для того чтобы защитить ненужную часть мебели, воспользуйтесь малярным скотчем. Дальнейшая последовательность работ:

  • Выделенную область окрашиваем краской на акриловой основе зеленого цвета и даем время ей хорошо просохнуть.
  • Поверх краски наносим кракелюрный лак, ждем его высыхания.
  • Следующий слой – бежевая краска. Когда пройдет немного времени, покрытие начнет давать трещины. Для ускорения процесса можно использовать строительный фен.
  • Затем из салфеток нужно вырезать выбранный узор или орнамент. Расположите вырезанные картинки на столешнице и поверх них нанесите декупажный клей.
  • После того как клей высохнет, нужно нанести заключительный слой прозрачного лака.

Обратите внимание, что реставрационные работы проводятся при горизонтальном расположении поверхности. Так можно избежать подтеков и разводов. Вот у вас и получился стол с элементами декупажа, который почти не отличается от антикварных изделий.

vosstanovlenie_mebeli

 

Рейтинг статьи
Поделиться в соц.сетях
Ультра Климат